Путь 1
Путь боевых искусств можно , не кривя душой , назвать Путем номер один . Почему ? Причин , как всегда , несколько . Например , так считал Георгий Иванович Гурджиев - один из самых известных за последнее тысячелетие специалистов в области развития человека . Гурджиев утверждал , что можно выделить четыре принципиально разных пути саморазвития : Путь Действия , Путь Чувства , Путь Ума и Путь Целостности . По этой классификации Боевые Искусства однозначно относятся к Первому Пути . Этот путь (по Гурджиеву ) самый долгий , но зато и самый надежный . Кроме того , сегодня для многих людей Путь боевых искусств действительно является путем номер один - благодаря боевым искусствам они впервые сталкиваются с таким феноменом человеческой культуры , как сознательная работой над собой . Потом они могут начать заниматься другими практиками , но входными воротами для них навсегда останутся боевые искусства . Это не удивительно : поскольку большинство людей относятся к людям номер один людям действия , то , естественно , лучше всего им подходит Путь номер один . Кстати , и в древности этот Путь был весьма массовый : например , многие адепты дзен -буддизма начинали свой путь именно с него . А к 20-му веку , когда большинство религий стали приходить в упадок , боевые искусства «взяли на себя » заботу о духовном здоровье человечества . Не случайно в первой половине 20-го века большинство стилей восточных единоборств ввели в свое название слово «До » - Путь (каратэ -до , дзю -до , айки -до , хапки -до , Таэквон -до и т .д .). А после распространения восточных единоборств на Западе количество адептов Пути Воина увеличилось многократно . Многие западные , в частности , российские мистики и духовные учителя отдали в свое время дань боевым искусствам . И еще одна , и , может быть , самая главная причина считать Путь боевых искусств путем номер один , заключается в том , что , не пройдя Путь Воина в широком понимании этого термина , практически невозможно достичь чего -либо в духовном развитии вообще . Именно поэтому многие духовные традиции включали в свою практику его элементы . Наиболее ярко это описано у К .Кастанеды . В его изложении эта идея выглядит так : прежде чем стать Человеком Знания , духовный искатель должен сначала стать Воином Духа человеком , вступившим в битву со своими врагами и , в первую очередь , со страхом . Не в столь явной форме , но все же довольно отчетливо идея необходимости приобретения качеств воина прослеживается и в других духовных традициях . Даже в христианстве , с его основополагающей идеей смирения , можно найти ее отголоски («Не мир я принес вам , но меч »). И это не удивительно ! Преодоление своих привычек , страхов и соблазнов , своей лени и привязанности к комфорту сопутствует начальным этапам ученичества в любой духовной традиции . И если подойти к этому вопросу , так сказать , методологически , то станет очевидно , что лучший способ научиться сражаться с самим собой научиться сражаться с внешним противником . «Внешний » поединок по сравнению с «внутренним » - вещь более простая и наглядная . Но осуществляется он по тем же самым законам ! Следовательно , научившись побеждать во внешних поединках , легче будет побеждать и в поединках внутренних . К тому же , победить равного или более сильного противника можно только , победив себя самого свой страх , свою лень , свою невнимательность .
Боевые искусства : что же это такое ?
Боевые искусства это неточный перевод термина «Бу -до » (яп .). Точнее сказать , это точный перевод , но иного термина «Бу -дзюцу ». К сожалению , в русском языке (а также в других западных языках ) отсутствует слово «Путь » в его восточном понимании , поэтому , словосочетание «боевое искусство » применяется для перевода обоих этих терминов , хотя разница весьма значительная .
Бу -дзюцу означает воинское мастерство , или же стремление к этому мастерству , технологию ведения боя и воинское ремесло в целом . Тогда как Бу -до означает путь саморазвития и самопостижения , осуществляемый с помощью воинских упражнений . Для различения этих двух понятий многие русскоговорящие специалисты используют следующие термины : боевая система или единоборство как аналог бу -дзюцу ; и боевое искусство как аналог «бу -до ». Таким образом , в данной статье под термином «боевое искусство » понимается система саморазвития и самопостижения человека , основанная на технологии ведения боя и подготовки к нему . Боевые искусства : плюсы и минусы Конечно , плюсы и минусы это условное деление , правильнее сказать особенности . Но для простоты (и в соответствие со столь любимым в боевых искусствах принципом «инь -ян ») разделим все эти особенности на две большие группы : плюсы и минусы , преимущества и недостатки , сильные и слабые стороны . И рассмотрим каждую из этих групп более подробно . Итак , в чем преимущества боевых искусств перед другими системами развития человека ? Во -первых , боевые искусства несут в себе четкие очевидные критерии продвижения по Пути . Боевыми искусствами невозможно заниматься на словах , а , значит , уменьшается возможность ошибок и самообмана : разбил или не разбил ученик доску на экзамене , видно даже неспециалисту . Во -вторых , боевые искусства побуждают и понуждают своих адептов перестроить всю свою жизнь . Практически невозможно достичь маломальских результатов , не меняя своих привычек , своего распорядка дня , круга общения , мировоззрения и т .д . Так что при правильном подходе любое традиционное боевое искусство становятся интенсифицирующим , гармонизирующим , организующим и смыслообразующим фактором всей жизни человека . В -третьих , путь боевых искусств задействует все «части » человека . На начальном этапе развивается тело . Затем все больше и больше включаются эмоции (особенно при освоении поединков , а также при участии в соревнованиях ). А на этапе преподавания начинает доминировать интеллект . Возможен и следующий шаг целостное , гармоничное существование , но про это чуть позже . В -четвертых , во время занятий ученик регулярно , интенсивно и разнообразно взаимодействует со своим учителем . Если исходить из того , что учитель более развитый человек , чем ученик , то всю технологию обучения можно свести к плотному - разнообразному , регулярному и глубокому взаимодействию ученика и учителя . Боевые искусства стимулируют именно такое взаимодействие . Ну , и в -пятых , боевые искусства предоставляют своим адептам некую модель реальности своеобразную карту : достаточно простую , чтобы ей мог пользоваться даже не очень развитый человек , и достаточно сложную , чтобы она достоверно отражала закономерности окружающего Мира . Яркий пример использования боевых искусств , как карты описания реальности , приводится в книге «Самурай ». Там рассказано , как самый известный японский мастер меча Миямото Мусаси , поранив ногу гвоздем , горестно причитает : - Как я мог проиграть в схватке с каким -то гвоздем ?! Если бы мое внимание было бдительно , то я бы его заметил . Если бы мой ум был ясен , то я бы подумал о том , что в старых досках могут
торчать гвозди . Если бы мои чувства были остры , то я бы отдернул ногу сразу , как только гвоздь начал впиваться в подошву ». Это плюсы . Если говорить про минусы , то основных можно выделить тоже пять : Первый минус это преувеличенное внимание к телу . И хотя старые мастера всегда подчеркивали , что «побеждает не тело , побеждает дух », но практика показывает : ученику , который долгие годы концентрировался на развитии своего тела , перестроится трудно . Второй минус это жестко иерархическая система обучения , которая приучает адепта к беспрекословному подчинению , что хорошо на начальных этапах , но препятствует его самостоятельному продвижению , когда он доходит до уровня инструктора и выше . Третий минус это неравномерная скорость продвижения по пути . Если в начале развитие человека происходит довольно быстро , зачастую бурно , то на высоких ступенях оно замедляется на порядки . Именно поэтому достоверных примеров получения просветления через боевые искусства - считанные единицы . Четвертый минус большой соблазн для ученика перестать учиться , когда по своим боевым качествам он догоняет и превосходит своего учителя . Ведь более «тонких » отличий он еще не видит , и ему кажется , что он уже всего достиг , по крайней мере , своего учителя превзошел . И пятый минус это слабая структурированность практики и низкая объективизация продвижения на последних этапах пути . В начале занятий основным инструментом тренировки и основным критерием развития ученика является его техника . Затем основной формой практики становится преподавание , а критерием продвижения - уровень учеников . А вот последние этапы «скрыты в тумане ». Отсюда следует парадоксальный вывод : в боевых искусствах , начиная с середины пути , МНОГОКРАТНО возрастает роль учителя . Учитель в конце пути нужен даже в большей степени , чем в начале . Может быть , именно поэтому старые мастера практически не уделяли внимания новичкам ; продвинутых учеников опекали довольно плотно ; а достигших уровня инструктора и выше приближали к себе , зачастую вводя в свою семью . Победа или смерть Если исходить из того , что целью традиционных боевых искусств является разностороннее и гармоничное развитие человека , то победа на Пути Воина это достижение практикующим уровня абсолютного совершенства , достижение им состояния , максимально возможного для человека - состояния , которое в буддизме и некоторых других духовных традициях принято называть «просветление ». И остановка на любом другом этапе является поражением путь не закончен , цель не достигнута . Конечно , встает вопрос , что это за состояние ? Состояние чего тела ? Вряд ли Основатель Таэквон -До грандмастер Чой Хонг Хи проводил свой последний семинар на инвалидной коляске и под капельницей под присмотром двух врачей . Ему было почти восемьдесят три года , и тело его было не в лучшей форме . Но разве это говорило о низком уровне его развития ? Скорее наоборот ! И , кстати , когда дело дошло до сложной техники , он потребовал , чтобы врачи отсоединили капельницу , отложил в сторону микрофон и пошел лично исправлять ошибки участников семинара Так что , похоже , что цель боевых искусств это в первую очередь развитие не тела (как бы парадоксально это ни звучало ), а развитие сознания . По крайней мере , такой подход позволяет увидеть в занятиях боевыми искусствами перспективу и смысл . И , кстати , при таком подходе становится понятно , что тренировка техники это только этап на Пути Воина , причем этап начальный . И необходим он не сам по себе , а только для подготовки ученика к последующим этапам . Именно на это намекали великие мастера древности , говоря
4 парадоксальную , на первый взгляд , вещь : «Мы изучаем искусство боя , чтобы никогда его не применять ». Но тогда встает вопрос : Чем же тогда заниматься , когда «искусство боя » уже освоено ? Вопрос очень интересный , потому что ответ на него является одновременно и ответом на вопрос : Что делать с минусами боевых искусств ? И даже , может быть , ответом на вопрос : Как правильно заниматься боевыми искусствами ? Интересный вопрос И самое в нем интересное , что в традиционных боевых искусствах ответ на него уже найден . Ответ этот - внутренняя работа . Внутренняя работа Любой хороший боец всегда находит способ обратить свои недостатки в достоинства . Нашли такой способ и боевые искусства в целом . И в большинстве стилей он называется «внутренняя работа ». Внутренняя работа это великолепный тактический ход , позволяющий превратить минусы боевых искусств в плюсы (см . «Боевые искусства : плюсы и минусы »). Он помогает избежать многих ошибок , препятствий и ловушек на Пути . Он спасает от скуки и защищает от страха . Но , хотя практически во всех стилях единоборств есть такая вещь , как «принципы внутренней работы », не все ученики и наставники про эти принципы помнят , еще реже их правильно понимают , а практикуют - вообще единицы . А ведь принципы внутренней работы , воспринятые как руководство к действию , не только облегчают и укорачивают Путь Воина . Только они дают шанс пройти этот Путь до конца (см . «Победа или смерть »)! Так как же практиковать внутреннюю работу ? Как организовывать «внутренние » тренировки ? Что конкретно делать , чтобы «До » не превратилось обратно в «дзюцу »? Давайте попробуем найти ответ на эти вопросы на примере традиционного Таэквон -До . В Таэквон -До выделяется пять основных принципов внутренней работы : 1) Почтительность ; 2) Честность ; 3) Терпение и настойчивость ; 4) Самоконтроль и самообладание ; 5) Неукротимость духа . Почтительность в первую очередь проявляется в безграничном доверии к наставнику и к методике , поскольку ученику до последнего момента неизвестен путь , по которому его ведут . В основе Честности лежат : а ) стремление полно и искренне признавать все свои ошибки ; б ) отказ от естественного желания выглядеть лучше , чем вы есть . Терпение и Настойчивость проявляется в готовности преодолевать перегрузки , которые неизбежно возникают при любых ускорениях , неважно едете вы на машине или движетесь по пути саморазвития . Самоконтроль и Самообладание заключается в стремлении управлять своим телом , эмоциями и умом , тогда как в обычной жизни они управляют вами . А практика Неукротимости духа это постоянное усилие к тому , чтобы выйти за пределы своих возможностей , совершить то , что , по вашему мнению , именно сейчас вы и не можете совершить .
А алгоритм работы с этими принципами прост , хотя и не легок . Он , в общем -то , похож на алгоритм внешней работы : 1. Сначала запомнить эти принципы . 2. Затем понять их смысл . 3. Затем принять решение всегда им следовать . 4. После этого начать отслеживать те моменты , когда вы нарушаете один или несколько из этих принципов . 5. Заметив нарушение , осознавать , как и почему это произошло , делать соответствующие выводы , исправлять ошибку (или ошибки ) и продолжать свой путь с учетом приобретенного опыта . И , что интересно , по мере усложнения внешней работы , будет усложняться и внутренняя . В начале Пути , когда основной формой занятий являются тренировки в зале под руководством инструктора , соблюдение этих принципов не вызывает больших затруднений . Но постепенно форма внешней практики усложняется : б о льшие физические и психические нагрузки на тренировках , самостоятельные занятия без присмотра инструктора , выступление в соревнованиях , работа с учениками , создание своей школы И , если качественно реализовывать внешние формы , не забывая при этом про внутренние принципы , то нагрузка от внутренней работы естественным образом будет расти . А , значит , будет идти и внутреннее развитие практикующего . Главное не перескакивать через этап ; не переходить к следующей внешней форме , пока ученик не научился правильно выполнять предыдущую (что означает , не просто хорошо выполнять , а хорошо выполнять , соблюдая при этом все внутренние принципы !). С этой точки зрения , главное правило самосовершенствования «Не важно - что , важно как !» применимо к боевым искусствам на все 100%. Последняя битва По мере продвижения по Пути Воина грань между «сейчас я занимаюсь боевыми искусствами » и «сейчас я просто живу » постепенно растворяется . Полем боя становится вся жизнь . И , с одной стороны , жить становится ощутимо труднее ведь битва не утихает ни на минуту . Но , с другой стороны , появляется шанс , что в какой -то момент эта битва будет выиграна , причем выиграна раз и навсегда . И это будет вашей последней битвой и вашей последней победой , потому что с этого момента некому не с кем станет воевать . Как в свое время это произошло с Миямото Мусаси , с Грандмастером Чой Хонг Хи , с рядом других мастеров прошлого и настоящего . Как это может произойти и с вами Особенно , если вы будете заниматься не только усердно , но и правильно . И , конечно , если боевые искусства будет являться для вас «До », а не «дзюцу ». Автор статьи А .В .Стёганцев , один из идущих по Пути боевых искусств
Среди учеников и последователей Георгия Ивановича Гурджиева были весьма неоднозначные ( и однозначные ) личности. Кстати говоря - идущий по пути боевых искусств и собственно боец - суть разные понятия.
1
|