| 
		           				  				
												 
 
		           				  				
												Путь 1
 
 Путь боевых искусств можно , не кривя душой , назвать Путем номер один . Почему ? Причин , как всегда , несколько .
 Например , так считал Георгий Иванович Гурджиев - один из самых известных за последнее тысячелетие специалистов в области развития человека . Гурджиев утверждал , что можно выделить четыре принципиально разных пути саморазвития : Путь Действия , Путь Чувства , Путь Ума и Путь Целостности . По этой классификации Боевые Искусства однозначно относятся к Первому Пути .
 Этот путь (по Гурджиеву )  самый долгий , но зато и самый надежный .
 Кроме того , сегодня для многих людей Путь боевых искусств действительно является путем номер один - благодаря боевым искусствам они впервые сталкиваются с таким феноменом человеческой
 культуры , как сознательная работой над собой . Потом они могут начать заниматься другими практиками , но входными воротами для них навсегда останутся боевые искусства . Это не удивительно : поскольку большинство людей относятся к людям номер один  людям действия , то ,
 естественно , лучше всего им подходит Путь номер один . Кстати , и в древности этот Путь был
 весьма массовый : например , многие адепты дзен -буддизма начинали свой путь именно с него . А к
 20-му веку , когда большинство религий стали приходить в упадок , боевые искусства «взяли на
 себя » заботу о духовном здоровье человечества . Не случайно в первой половине 20-го века
 большинство стилей восточных единоборств ввели в свое название слово «До » - Путь (каратэ -до ,
 дзю -до , айки -до , хапки -до , Таэквон -до и т .д .). А после распространения восточных единоборств на
 Западе количество адептов Пути Воина увеличилось многократно . Многие западные , в частности ,
 российские мистики и духовные учителя отдали в свое время дань боевым искусствам .
 И еще одна , и , может быть , самая главная причина считать Путь боевых искусств путем номер
 один , заключается в том , что , не пройдя Путь Воина в широком понимании этого термина ,
 практически невозможно достичь чего -либо в духовном развитии вообще . Именно поэтому многие
 духовные традиции включали в свою практику его элементы . Наиболее ярко это описано у
 К .Кастанеды . В его изложении эта идея выглядит так : прежде чем стать Человеком Знания ,
 духовный искатель должен сначала стать Воином Духа  человеком , вступившим в битву со
 своими врагами и , в первую очередь , со страхом . Не в столь явной форме , но все же довольно
 отчетливо идея необходимости приобретения качеств воина прослеживается и в других духовных
 традициях . Даже в христианстве , с его основополагающей идеей смирения , можно найти ее
 отголоски («Не мир я принес вам , но меч »).
 И это не удивительно ! Преодоление своих привычек , страхов и соблазнов , своей лени и
 привязанности к комфорту сопутствует начальным этапам ученичества в любой духовной
 традиции . И если подойти к этому вопросу , так сказать , методологически , то станет очевидно , что
 лучший способ научиться сражаться с самим собой  научиться сражаться с внешним
 противником .
 «Внешний » поединок по сравнению с «внутренним » - вещь более простая и наглядная . Но
 осуществляется он по тем же самым законам ! Следовательно , научившись побеждать во внешних
 поединках , легче будет побеждать и в поединках внутренних . К тому же , победить равного или
 более сильного противника можно только , победив себя самого  свой страх , свою лень , свою
 невнимательность .
 
 Боевые искусства : что же это такое ?
 
 Боевые искусства  это неточный перевод термина «Бу -до » (яп .). Точнее сказать , это точный
 перевод , но иного термина  «Бу -дзюцу ». К сожалению , в русском языке (а также в других западных языках ) отсутствует слово «Путь » в его восточном понимании , поэтому ,
 словосочетание «боевое искусство » применяется для перевода обоих этих терминов , хотя разница
 весьма значительная .
 
 
 
 
 
		           				  				
												Бу -дзюцу означает воинское мастерство , или же стремление к этому мастерству , технологию
 ведения боя и воинское ремесло в целом . Тогда как Бу -до означает путь саморазвития и
 самопостижения , осуществляемый с помощью воинских упражнений .
 Для различения этих двух понятий многие русскоговорящие специалисты используют следующие
 термины : боевая система или единоборство  как аналог бу -дзюцу ; и боевое искусство  как
 аналог «бу -до ».
 Таким образом , в данной статье под термином «боевое искусство » понимается система
 саморазвития и самопостижения человека , основанная на технологии ведения боя и
 подготовки к нему .
 Боевые искусства : плюсы и минусы
 Конечно , плюсы и минусы  это условное деление , правильнее сказать  особенности . Но для
 простоты (и в соответствие со столь любимым в боевых искусствах принципом «инь -ян ») разделим
 все эти особенности на две большие группы : плюсы и минусы , преимущества и недостатки ,
 сильные и слабые стороны . И рассмотрим каждую из этих групп более подробно .
 Итак , в чем преимущества боевых искусств перед другими системами развития человека ?
 Во -первых , боевые искусства несут в себе четкие очевидные критерии продвижения по Пути .
 Боевыми искусствами невозможно заниматься на словах , а , значит , уменьшается возможность
 ошибок и самообмана : разбил или не разбил ученик доску на экзамене , видно даже неспециалисту .
 Во -вторых , боевые искусства побуждают и понуждают своих адептов перестроить всю свою
 жизнь . Практически невозможно достичь маломальских результатов , не меняя своих привычек ,
 своего распорядка дня , круга общения , мировоззрения и т .д . Так что при правильном подходе
 любое традиционное боевое искусство становятся интенсифицирующим , гармонизирующим ,
 организующим и смыслообразующим фактором всей жизни человека .
 В -третьих , путь боевых искусств задействует все «части » человека . На начальном этапе
 развивается тело . Затем все больше и больше включаются эмоции (особенно при освоении
 поединков , а также при участии в соревнованиях ). А на этапе преподавания начинает
 доминировать интеллект . Возможен и следующий шаг  целостное , гармоничное существование ,
 но про это чуть позже .
 В -четвертых , во время занятий ученик регулярно , интенсивно и разнообразно взаимодействует со
 своим учителем . Если исходить из того , что учитель более развитый человек , чем ученик , то всю
 технологию обучения можно свести к плотному - разнообразному , регулярному и глубокому
 взаимодействию ученика и учителя . Боевые искусства стимулируют именно такое взаимодействие .
 Ну , и в -пятых , боевые искусства предоставляют своим адептам некую модель реальности
 своеобразную карту : достаточно простую , чтобы ей мог пользоваться даже не очень развитый
 человек , и достаточно сложную , чтобы она достоверно отражала закономерности окружающего
 Мира .
 Яркий пример использования боевых искусств , как карты описания реальности , приводится в
 книге «Самурай ». Там рассказано , как самый известный японский мастер меча Миямото Мусаси ,
 поранив ногу гвоздем , горестно причитает :
 - Как я мог проиграть в схватке с каким -то гвоздем ?! Если бы мое внимание было бдительно , то я
 бы его заметил . Если бы мой ум был ясен , то я бы подумал о том , что в старых досках могут
 
 
 
 
		           				  				
												торчать гвозди . Если бы мои чувства были остры , то я бы отдернул ногу сразу , как только
 гвоздь начал впиваться в подошву ».
 Это плюсы . Если говорить про минусы , то основных можно выделить тоже пять :
 Первый минус  это преувеличенное внимание к телу . И хотя старые мастера всегда подчеркивали ,
 что «побеждает не тело , побеждает дух », но практика показывает : ученику , который долгие годы
 концентрировался на развитии своего тела , перестроится трудно .
 Второй минус  это жестко иерархическая система обучения , которая приучает адепта к
 беспрекословному подчинению , что хорошо на начальных этапах , но препятствует его
 самостоятельному продвижению , когда он доходит до уровня инструктора и выше .
 Третий минус  это неравномерная скорость продвижения по пути . Если в начале развитие
 человека происходит довольно быстро , зачастую  бурно , то на высоких ступенях оно замедляется
 на порядки . Именно поэтому достоверных примеров получения просветления через боевые
 искусства - считанные единицы .
 Четвертый минус  большой соблазн для ученика перестать учиться , когда по своим боевым
 качествам он догоняет и превосходит своего учителя . Ведь более «тонких » отличий он еще не
 видит , и ему кажется , что он уже всего достиг , по крайней мере , своего учителя превзошел .
 И пятый минус  это слабая структурированность практики и низкая объективизация продвижения
 на последних этапах пути . В начале занятий основным инструментом тренировки и основным
 критерием развития ученика является его техника . Затем основной формой практики становится
 преподавание , а критерием продвижения - уровень учеников . А вот последние этапы «скрыты в
 тумане ». Отсюда следует парадоксальный вывод : в боевых искусствах , начиная с середины пути ,
 МНОГОКРАТНО возрастает роль учителя . Учитель в конце пути нужен даже в большей степени ,
 чем в начале . Может быть , именно поэтому старые мастера практически не уделяли внимания
 новичкам ; продвинутых учеников опекали довольно плотно ; а достигших уровня инструктора и
 выше приближали к себе , зачастую вводя в свою семью .
 Победа или смерть
 Если исходить из того , что целью традиционных боевых искусств является разностороннее и
 гармоничное развитие человека , то победа на Пути Воина  это достижение практикующим уровня
 абсолютного совершенства , достижение им состояния , максимально возможного для человека -
 состояния , которое в буддизме и некоторых других духовных традициях принято называть
 «просветление ». И остановка на любом другом этапе является поражением  путь не закончен ,
 цель не достигнута .
 Конечно , встает вопрос , что это за состояние ? Состояние чего  тела ? Вряд ли  Основатель
 Таэквон -До грандмастер Чой Хонг Хи проводил свой последний семинар на инвалидной коляске и
 под капельницей под присмотром двух врачей . Ему было почти восемьдесят три года , и тело его
 было не в лучшей форме . Но разве это говорило о низком уровне его развития ? Скорее наоборот !
 И , кстати , когда дело дошло до сложной техники , он потребовал , чтобы врачи отсоединили
 капельницу , отложил в сторону микрофон и пошел лично исправлять ошибки участников
 семинара
 Так что , похоже , что цель боевых искусств  это в первую очередь развитие не тела (как бы
 парадоксально это ни звучало ), а развитие сознания . По крайней мере , такой подход позволяет
 увидеть в занятиях боевыми искусствами перспективу и смысл .
 И , кстати , при таком подходе становится понятно , что тренировка техники  это только этап на
 Пути Воина , причем этап начальный . И необходим он не сам по себе , а только для подготовки
 ученика к последующим этапам . Именно на это намекали великие мастера древности , говоря
 
 
 
 
		           				  				
												4
 парадоксальную , на первый взгляд , вещь : «Мы изучаем искусство боя , чтобы никогда его не
 применять ».
 Но тогда встает вопрос : Чем же тогда заниматься , когда «искусство боя » уже освоено ?
 Вопрос очень интересный , потому что ответ на него является одновременно и ответом на вопрос :
 Что делать с минусами боевых искусств ? И даже , может быть , ответом на вопрос : Как правильно
 заниматься боевыми искусствами ?
 Интересный вопрос  И самое в нем интересное , что в традиционных боевых искусствах ответ на
 него уже найден .
 Ответ этот - внутренняя работа .
 Внутренняя работа
 Любой хороший боец всегда находит способ обратить свои недостатки в достоинства . Нашли
 такой способ и боевые искусства в целом . И в большинстве стилей он называется «внутренняя
 работа ».
 Внутренняя работа  это великолепный тактический ход , позволяющий превратить минусы боевых
 искусств в плюсы (см . «Боевые искусства : плюсы и минусы »). Он помогает избежать многих
 ошибок , препятствий и ловушек на Пути . Он спасает от скуки и защищает от страха .
 Но , хотя практически во всех стилях единоборств есть такая вещь , как «принципы внутренней
 работы », не все ученики и наставники про эти принципы помнят , еще реже их правильно
 понимают , а практикуют - вообще единицы .
 А ведь принципы внутренней работы , воспринятые как руководство к действию , не только
 облегчают и укорачивают Путь Воина . Только они дают шанс пройти этот Путь до конца (см .
 «Победа или смерть »)!
 Так как же практиковать внутреннюю работу ? Как организовывать «внутренние » тренировки ? Что
 конкретно делать , чтобы «До » не превратилось обратно в «дзюцу »?
 Давайте попробуем найти ответ на эти вопросы на примере традиционного Таэквон -До .
 В Таэквон -До выделяется пять основных принципов внутренней работы : 1) Почтительность ; 2)
 Честность ; 3) Терпение и настойчивость ; 4) Самоконтроль и самообладание ; 5) Неукротимость
 духа .
 Почтительность в первую очередь проявляется в безграничном доверии к наставнику и к
 методике , поскольку ученику до последнего момента неизвестен путь , по которому его ведут .
 В основе Честности лежат : а ) стремление полно и искренне признавать все свои ошибки ; б ) отказ
 от естественного желания выглядеть лучше , чем вы есть .
 Терпение и Настойчивость проявляется в готовности преодолевать перегрузки , которые
 неизбежно возникают при любых ускорениях , неважно едете вы на машине или движетесь по пути
 саморазвития .
 Самоконтроль и Самообладание заключается в стремлении управлять своим телом , эмоциями и
 умом , тогда как в обычной жизни они управляют вами .
 А практика Неукротимости духа  это постоянное усилие к тому , чтобы выйти за пределы своих
 возможностей , совершить то , что , по вашему мнению , именно сейчас вы и не можете совершить .
 
 
 
 
		           				  				
												А алгоритм работы с этими принципами прост , хотя и не легок . Он , в общем -то , похож на алгоритм
 внешней работы :
 1. Сначала запомнить эти принципы .
 2. Затем понять их смысл .
 3. Затем принять решение всегда им следовать .
 4. После этого начать отслеживать те моменты , когда вы нарушаете один или несколько из этих
 принципов .
 5. Заметив нарушение , осознавать , как и почему это произошло , делать соответствующие выводы ,
 исправлять ошибку (или ошибки ) и продолжать свой путь с учетом приобретенного опыта .
 И , что интересно , по мере усложнения внешней работы , будет усложняться и внутренняя . В начале
 Пути , когда основной формой занятий являются тренировки в зале под руководством инструктора ,
 соблюдение этих принципов не вызывает больших затруднений . Но постепенно форма внешней
 практики усложняется : б о льшие физические и психические нагрузки на тренировках ,
 самостоятельные занятия без присмотра инструктора , выступление в соревнованиях , работа с
 учениками , создание своей школы
 И , если качественно реализовывать внешние формы , не забывая при этом про внутренние
 принципы , то нагрузка от внутренней работы естественным образом будет расти . А , значит , будет
 идти и внутреннее развитие практикующего .
 Главное  не перескакивать через этап ; не переходить к следующей внешней форме , пока ученик
 не научился правильно выполнять предыдущую (что означает , не просто хорошо выполнять , а
 хорошо выполнять , соблюдая при этом все внутренние принципы !). С этой точки зрения , главное
 правило самосовершенствования «Не важно - что , важно  как !» применимо к боевым
 искусствам на все 100%.
 Последняя битва
 По мере продвижения по Пути Воина грань между «сейчас я занимаюсь боевыми искусствами » и
 «сейчас я просто живу » постепенно растворяется .
 Полем боя становится вся жизнь .
 И , с одной стороны , жить становится ощутимо труднее  ведь битва не утихает ни на минуту . Но , с
 другой стороны , появляется шанс , что в какой -то момент эта битва будет выиграна , причем
 выиграна раз и навсегда . И это будет вашей последней битвой и вашей последней победой , потому
 что с этого момента некому не с кем станет воевать .
 Как в свое время это произошло с Миямото Мусаси , с Грандмастером Чой Хонг Хи , с рядом
 других мастеров прошлого и настоящего .
 Как это может произойти и с вами
 Особенно , если вы будете заниматься не только усердно , но и правильно .
 И , конечно , если боевые искусства будет являться для вас «До », а не «дзюцу ».
 Автор статьи А .В .Стёганцев ,
 один из идущих по Пути боевых искусств
 
 
 
 
		           				  				
												Среди учеников и последователей Георгия Ивановича Гурджиева были весьма неоднозначные ( и однозначные ) личности. Кстати говоря - идущий по пути боевых искусств и собственно боец - суть разные понятия.
 
 
 
 1
 |