--------- ПРОИСХОЖДЕНИЕ (от старого стиля дзюдзюцу к айкидо)----------
В Японии на полях битвы, где ставкой постоянно была жизнь, возникли разнообразные боевые стили, которые развились в будзюцу. Постепенно дзюдзюцу превратилось в стиль без использования оружия (раньше в нем иногда использовалось оружие) против безоружных или вооруженных противников. Формирование айкидзюцу происходило в феодальные времена, и техники держались в секрете. Естественно, что они были эффективными против людей, которые этих техник не знали. Огромное количество школ привело к тому, что ни одна школа не знала всех техник. После феодального периода необходимость в атакующих техниках отпала, и упор стал делаться на тренировку ума и тела в самозащите. Так будзюцу трансформировалось в будо, в котором стало возможным развивать чистый дух. Корни айкидо лежат в Дайторю айкидзюцу, основанном Синра Сабуро Ёсимитсу и переданном клану Айдзу. Мопихеи Уесиба изучал Дайторю айкидзюцу у Сокаку Такеды так же как и Киторю, Ягярю, Шинкагерю и т.д. Так как он был набожным человеком, в созданном им айкидо прослеживаются сильные связи с религией. После изучения Тэндзинсинъёоурю, Киторю и других стилей дзюдзюцу и обращения ко многим другим стилям, Дзигоро Кано прояснил их основные принципы и основал Кодокан дзюдо. В старые стили дзюдзюцу помимо других входили ударная техника - атеми ваза и техника воздействия на суставы - кансецу ваза, используемые, когда два участника находятся на некотором расстоянии. Они были очень эффективными и опасными, поэтому при разработке правил рандори в дзюдо была разрешена только техника, предназначенная для борьбы в захвате, т.е на очень близкой дистанции. Кано очень хотел включить атеми ваза в свою систему, но так и смог найти пути для этого. Он также считал, что было бы сложно оценивать такие техники. Кендзи Томики провел много лет с этими двумя выдающимися людьми. У него было хорошее знание и айкидо и дзюдо, поэтому и он смог прояснить их основные принципы, с точки зрения будо. Взяв за основу айкидо, он разработал метод рандори, который включал в себя атеми ваза и кансецу ваза, т.е. сделал то, что так и не удалось Дзигоро Кано. За более подробной информацией обращайтесь к Aikido Kyoshitsu (Fumiaki Shishida и Tetsuro Nariyama) опубликованной Taishukan.
Билиография Aikido Nyumon (Kishomaru Ueshiba), издано Tokyo Shoten Aikido (Gozo Shiota), издано Nihon Bungei Sha Aikido Nyumon (Kenji Tomiki), издано Baseball Magazine Shin Aikido Text (Kenji Tomiki), издано Tomon Do Budo Ron (Kenji Tomiki), издано Taishukan. Goshin Jujitsu Nyumon (Kenji Tomiki), издано Saito Aikido Kyoshitsu (Fumiaki Shishida и Tetsuro Nariyama), издано Taishukan
--------------Сокаку Такеда и Морихей Уэсиба---------------
Сокаку Текеда, преобразовавший и сделавший широко известным Дайторю айкидзюцу, родился в 1860 в городе Айдзу в префектуре Фукасима. Он рос в среде очень благоприятной для изучения будзюцу. С детсва он изучал Оноха итторю кендзюцу, сумо, содзюцу (копье), бодзюцу (шест), и в 1873 в возрасте 13 лет стал учеником известного Кенкити Сукакибары в Дзикисинкагерю кендзюцу. В 1880 г. в возрасте 20 лет Текеда был посвящен Хосином Чиканори в Дайторю айкидзюцу (в то время называвшееся Осикиути), которое тайно передавалось кланом Айдзу. В 1897 г. в возрасте 37 лет по совету Хосины, он начал путешествовать пешком по всей Японии, чтобы распространять Дайторю айкидзюцу. Согласно его заметкам, он имел больше 30,000 учеников из которых только Такума Хиса получил право преподавать и чьим помощником был Морихеи Уесиба. На свидетельстве, выданном Такума Хисе имеется список техник Дайторю айкидзюцу которые были преподавались ему Сокаку Такедой. Считается, что Морихеи Уесиба также изучил большинство из них. Морихеи встретил Сокаку в 1916 в городе Энгару на Хоккайдо и стал заниматься под его руководством. Он получил сертификаты в 1917 и в 1923г.г. Сертификат, выданный 15-ого сентября 1923, даёт Уесибе право преподавать. В нем есть такие строки: Прежде чем взять любого ученика в Дайторю айкидзюцу следует убедиться, что это достойный человек.
Каждый, кого Вы учите, должен внести в Ваш список учеников своё имя, возраст, адрес, место и время проведения обучения вместе со своей печатью.
За каждого ученика Вы плате взнос три иены Сокаку Такеде. Свидетельство определяет, что Уесиба изучил разделы с 1 по 3 из свидетельства, выданного Такума Хисе. Между 20-м марта и 7-м апреля 1931 в городе Усигоме он получил уроки, относящиеся к разделу 5. Поэтому принято считать, что большая часть техник Дайторю айкидзюцу была передана и ему.
---------Морихей Уэсиба и Кендзи Томики------------
Осенью 1926 Кендзи Томики был представлен в Токио Морихеи Уесибе своим другом Хидетаро Нишимура (Кубота) из клуба дзюдо университета Васеда. Томики был потрясен техниками айкидо Уесибы. Техники отличались от дзюдо, но произвели на него сильное впечатление. После этого Томики вместе со своим младшим братом Кенсабуро стал ходить в додзё Уесибы в Готанде каждый день. Во время следующих летних каникул в 1927г. Томики поехал в Аябэ, потому что Уесиба переехал туда, и занимался с ним в течение месяца. В то время Уесиба говорил о своем собственном учителе Сокаку Такеда. Он сказал, что религия Омото сделала его сильнее и порекомендовал ее Томики. Томики был прилежным учеником, поэтому он начал читать священные тексты Омото, так же как и работать для Уесибы. В то время единственным укэ Уесибы в Токио был Ёисиро Иноуе, который присутствовал от случая к случаю, поэтому Томики быстро занял его место. Потом Томики стал преподавателем в школе в своем родном городе Какунодате и продолжал практиковать айкидо во время своих каникул. В 1934 году он уволился и вернулся в Токио, где поселился в одной минуте ходьбы от Кобукан додзё Уесибы и продолжил серьезно заниматься айкидо. В том году он стал военнослужащим и с разрешения Уесибы поехал в Манчжурию в качестве инструктора Уесиба-рю айкидзюцу. Его техники очень хвалил глава личного состава Хидеки Тодзё, который способствовал распространению айкидо в армии. В марте 1936 он стал преподавателем в институте Дайдо, который был основан Манчжурии. Весной 1938г. Томики перешел в недавно основанный Университет Кенкоку, проводя там занятия по будо и стал там ответственным за новый курс айкибудо (название, которое использовал в то время Уесиба). С того момента Томики добился большого прогресса в своих исследованиях и написал много книг и научных докладов, таких как «Будущее Дзюдо и Айкибудо» (1937), объясняющих значение дзюдо и будо в айкибудо. Как результат, он получил признание и поддержку многих людей в будо и дзюдо, включая Дзиро Нанго, второго президента Кодокан. Благодаря усилиям любимого ученика Уесибы, его Айкибудо стало установленной формой образовательного будо. В период между 1940 и 1942 годами Уесиба посетил Манчжурию и получил огромное удовольствие, демонстрируя айкибудо. В 1940 году он создал свою систему аттестации и Томики был первым, кто получил 8 дан.
-----------Дзигоро Кано и Кендзи Томики--------------
В январе 1928 Томики получил 5 дан по дзюдо и в мае 1929 представлял префектуру Майаге на национальных соревнований по дзюдо, проводимых в присутствии Императора. Он успешно выступал, но получил травму и после соревнований отошел от активных соревнований по дзюдо с намерением стать инструктором.
Весной 1931 Томики стал преподавателем в школе Какунодате в своей родной префектуре Акита. Во время каникул он по-прежнему навещал Морихеи Уешибу и активно изучал айкибудо.
В марте 1936 он занял должность лектора в институте Дайдо в Манчжурии. Незадолго до отъезда он и его друг Масами Такасаки (который позднее получил 9 дан) навестили Дзигоро Кано в Кодокане. Во время этого визита основатель дзюдо воодушевил Томики, сказав: «Техники дзюдзюцу, которые вы изучили с Уешибой, являются необходимыми и все должны практиковать их. Проблема в том, как этого достигнуть». В то время Кано хотел сохранить великолепные техники старого стиля дзюдзюцу, которые постепенно забывались, и послал двух своих учеников изучать айкибудо. Томики, который упорно занимался с Уешибой, был впечатлен словами Кано и почтительно ответил: «Я думаю, что с Вашими принципами дзюдо нет ничего, что невозможно было бы выполнить» и уехал с новой решимостью.
----------------Развитие Томики-айкидо-------------------
Государство, которое Япония строила в Манчжурии распалось после её поражения, а Кендзи Томики был арестован и сослан в Сибирь на три с половиной года. Он вернулся в Японию только в ноябре 1948 года. В то время японцам было запрещено практиковать хоть что-нибудь, связанное с будо. Томики предпринимал попытки возрождения дзюдо и помогал в создании Всеяпонской ассоциации дзюдо и Японской студенческой федерации дзюдо. Осенью 1949г. он стал преподавателем физкультуры в Университете Васеда, а в 1951г. - инструктором в университетском клубе дзюдо. Таким образом, Томики вновь вернулся к дзюдо, но его интерес к айкидо не пропал. В том же году он навестил Уесибу в г. Иваме префектуры Ибараки. В Токио он обучал айкидо бизнесменов и других, но возможности преподавать были ограничены. Он чувствовал, что с университетскими студентами, занимавшимися особенно упорно, достигнут предел в преподавании техник айкидо, которые не использовались в соревновании. Он подумал, что должен развить специальную практику, для того, что сохранить техники айкидо для потомков и решил основать клуб айкидо. В своих записях он объяснял шаги, предпринятые для того, чтобы поставить айкидо на один уровень с дзюдо. Для организации клуба айкидо требовалось выполнить определенные условия, поставленные администрацией университета. Необходимо было показать, что айкидо: 1. имеет значение в контексте традиционного японского будо 2. имеет ценность в качестве обучающей системы с точки зрения физического образования 3. имеет перспективы для развития на международном уровне
Томики должен был представить подробное разъяснение того, каким образом айкидо отвечает всем этим условиям. В частности, требовалось показать, что возможно проведение соревнований. Кендо и дзюдо позволяют людям проводить безопасные соревнования, где они могут проверить способности друг друга и таким образом улучшить их. Это путь, по которому должно пойти современно будо. В старом будзюцу не было техник объективного судейства. Единственной настоящей проверкой был реальный бой, что не соответствует пути мира. После долгих дискуссий, создание клуба айкидо Васеда было одобрено, при условии, что будет разработана система соревновательного айкидо.
1
|