Каратэ – боевое искусство, базирующееся на том, что для самозащиты достаточно одних рук. Истоки этого вида спорта насчитывают более чем тысячелетнюю историю. Но именно боевое искусство, зародившееся в Китае в 20-е года 20 века, было названо Каратэ, что дословно означало «Китайская рука». Современный мастер Фунакоши Гичин изменил смысл этого термина: рука из «китайской» стала «пустой». Фунакоши взял определение для этого значения из философии Дзэн – буддизма: «освободить себя, очистить свой разум». Каратэ – это боевое искусство, помогающее формировать мировоззрение, волю и характер человека. Фунакоши писал: «Как зеркальная поверхность отражает все, что находится перед ней, а тихая долина разносит даже слабые звуки, так и занимающийся каратэ должен начисто изгнать из своего ума эгоизм и злобу в стремлении соответствующим образом реагировать на все, с чем он может столкнуться». Это и является главным смыслом слова «Кара», или «пустота» в каратэ.
На сегодняшний день существует множество школ и направлений, отличающихся некоторыми особенностями. Но объединяющим фактором является спорт, популярность которого во всем мире является неоспоримой.
Международные соревнования по этому виду спорта стали проводиться с 1964 года, в настоящее время известному как каратэ WKF.
Всемирная Федерация каратэ (WKF), образованная в 1970 году, насчитывает 176 членов. В 1999 году Международный Олимпийский Комитет признал WKF постоянным членом олимпийского движения.
Стиль Сетокан
Суть действий этих двоих заключалась в превращении каратэ из искусства жестокого рукопашного боя в средство физического и духовного воспитания молодежи, поддержания оптимальной «формы» людей зрелого и пожилого возраста.
Стиль сётокан построен на «триадах», то есть триединствах принципов. Физическая триада состоит из кихоикумитэ (спарринг) и кота (приемы против воображаемого противника) и требует самоотверженной тренировки и постоянного совершенствования техники. Моральная триада включает в себя принципы справедливости, пощады и сострадания. И наконец, этическая триада построена на понятиях долга, чести и верности.
Если сложить вместе все девять принципов триады (число девять символизирует совершенство), то получится всесторонне развитая личность. Применительно к боевым искусствам, такой подход положен Гитином Фунакоси в основу стиля сётокан, главной целью которого является всестороннее развитие человеческой личности, а не победы и поражения.
Помимо обычных мотивов, таких, как умение защитить себя, люди начинают заниматься боевыми искусствами и в силу других причин, не видимых вначале, но проявляющихся в процессе тренировок. Стиль сётокан не только дает приемы для защиты от нападения, но также и развивает чувство уверенности в себе. Эта уверенность сообщает ощущение благополучия, присутствия духа в трудной ситуации, рождает чувство гармонии с миром и обостряет дисгармонию несправедливого нападения. Таким образом, каратэка (каратист) получает возможность трезво и хладнокровно дать достойный отпор в случае нападения, оставаясь в рамках необходимой самообороны. Поэтому в школе сётокан прежде всего воспитывается чувство ответственности, стремление к пощаде и состраданию. Без этого становятся бесполезными как физическое развитие, так и совершенствование техники приемов. Высшая цель для каратэ заключается в том, чтобы делать человека совершенным, то есть справедливым, состра дающим и достойным членом общества, который всем своим поведением бросает вызов несправедливости.
Для многих людей сётокан — это прекрасный вид спорта и релаксации, но для серьезных увлеченных спортсменов — это в первую очередь боевое искусство, имеющее гораздо более глубокое значение. Однако осознание этого глубинного смысла приходит лишь после многих лет упорных тренировок.
1
|